ПОТАПОВ-БЛОГ

Что написал - то написал.

Потапов

Как я провел этим летом...

Караби-яйла всегда казалась чем-то особенным. Самая большая яйла Крымских гор - я неоднократно с интересом и завистью поглядывал на нее с восточного края миниатюрной Тырке-яйлы. Проходил траверсом южные склоны Караби - от Ай-Алексия до Чигинитры. Оглядывался на уходящую к горе Кара-Тау дорогу, спускаясь от Суата к Генеральскому - в прошлом году поход на Караби пришлось прервать.

На этот раз я все-таки побываю на Караби-яйле. Но до нее еще нужно дойти. Со мной доходили жена Юля и старший сын Данила.

План был такой: село Межгорье - стоянка ”Островок” (ночлег) - яйла Орта-Сырт - родник Су-Ат (ночлег) - гора Тай-Коба - южная кромка Караби-яйлы - Чигинитра (ночлег) - Рыбачье.

В процессе выполнения плана он претерпел некоторые изменения: из него выпали Тай-Коба и Чигинитра, да и значительный кусок южной кромки Караби-яйлы - тоже. Выпала и одна ночевка, но зато мы узнали кое-что новое о возможностях человеческого организма.

Доходить мы начали с реки Бурульча. Автобус через село Межгорье из Симферополя ходит три раза в день, собирая пассажиров на нелепом кольце через предгорные села, прежде чем заехать в Белогорск.

В первой части маршрута ориентировался на великолепный отчет Петра Пархоменко http://travel.org.ua/forums/viewtopic.php?t=48921

Наш первый день - путь на юг вдоль русла Бурульчи, вверх по течению.

Межгорье вытянулось вдоль реки, лачуги соседствуют с богатыми усадьбами. Дорога идет вдоль левого орографического берега Бурульчи, которая в июне еще достаточно полноводна. Лесничество на пути, но пешими туристами лесники, похоже, не интересуются. А для автомобилистов на выезде из села установлен шлагбаум.

Дорога иногда уходит в сторону от реки, потом возвращается к руслу. От нее отходят ответвления вправо - туда ходить не надо. Навыки акробатики пригодятся, когда надо будет перейти приток Бурульчи по двум бревнышкам - так что тренируйтесь.

Невысокое редколесье и полянки с рощицами уступают место настоящему буковому лесу, и вскоре дорога поднимется довольно высоко, так что Бурульча неразличима в листве деревьев. В нашу дорогу вливается дорога слева, у развилки - столик и скамейки. Здесь самое время посидеть и поворочать мозгами, решая, а туда ли мы забрели. Туда, туда - больше некуда.

Развеивая наши сомнения, дорога спускается вниз и упирается в Бурульчу. Здесь можно разуться и перейти речку - а можно поискать неподалеку от брода место, где русло поуже, а из потока торчат камни, достаточные для того чтобы перейти реку посуху.

Впрочем, не для всех достаточные - младший участник похода таки окунул ногу в воду и слегка расстроился.

Дальше по дороге встречается нам ориентир - кормушка для лесных травоядных. У нее развилка, идем по правой дороге. Вскоре - следующий ориентир - памятник ”Книжка”, здесь еще одна развилка, где мы идем по левой дороге.

На пути еще несколько ”перелазов” через реку, и в конце концов Бурульча остается от нас по левую руку - остаток пути сегодня - по левому орографическому берегу.

Бурульча кое-где растекается по широкому ложу, огибая камни и образуя наносные островки. Иногда в таких местах дорога на протяжении нескольких десятков метров  полностью скрыта водой, и мы обходим разливы вьющейся по склону тропкой. На других участках река зажата узко сошедшимися берегами и летит по перекатам и порогам.

И вот очередной ориентир, последний привет ”цивилизации” - полуразрушенные плетеные строения ”туристической стоянки” Бурульча. Как рассказывают туристы, здесь в 90х было место культурного отдыха ”братков” на крутых пацанских тачках. Во всяком случае, на туристическую стоянку это место похоже менее всего - стоять просто негде.

Здесь кончается дорога, и мы топаем по тропке до ручья, который пытается преградить нам путь. За ручьем - пригорок, на пригорке - связанный из дерева столик с навесом, а дальше шумит еще один ручей. Это - стоянка ”Островок”, наш ночлег.

Утро солнечное, и наш путь - дальше вверх по руслу Бурульчи. Вначале тропа вьется по горбам левого орографического борта ущелья, потом спускается к самой речке. Приходится попрыгать с берега на берег - благо, рельеф русла скалистый и достаточно живописный: водопадики, перекаты и прочие прелести крымских горных речек.  Так продолжается около полукилометра, пока левый орографический борт не пересечет сухое русло притока.

Вскоре после него русло реки становится труднопроходимым из-за поваленных деревьев. На правом орографическом берегу чуть выше русла - ровная полочка под стоянку, от нее карабкаемся вверх и выходим на тропу, которая идет траверсом по борту ущелья, постепенно поднимаясь вверх. Бурульча остается справа внизу. Тропа пересекает распадок. Чуть выше тропы - обжитая стоянка, сушатся полотенца и спальники. Что делают здесь туристы, или кто они там - ровная площадка это хорошо, но до воды бегать далеко. После распадка тропа постепенно теряется, и когда ее уже не разобрать - мы карабкаемся прямо вверх. Наверху - скальная полка, мы ее обходим справа по вновь нашедшейся тропе. Скальники кончаются, и в просвет листвы видно открытое пространство - ”косые поляны”.

Первоцветы уже отцвели, уступив место не таким ярким и крупным, но ароматным июньским цветам и травам. По этому разнотравью и разноцветью двигаемся вверх, обходя балочку, пересекающую поляны. На пути встречаем несколько красивых розово-сиреневых цветов - и я, подумав сначала о крымских орхидеях, вовремя спохватываюсь и удерживаю Юлю, которая почти понюхала эту красоту. К счастью, обошлось без неприятностей - а они могли бы быть, ведь это ясенец, или ”неопалимая купина”, эфирные масла которой отдают человечью кожу на произвол солнечного ультрафиолета. Сильнейшие ожоги - неизбежный результат близкого знакомства с такими ”колокольчиками”.

Когда балка деградирует до некоего подобия лесополосы, пересекаем ее и движемся к кромке леса. Тропы нет, но далеко идти не приходится: вскоре мы оказываемся на грунтовке, которая пересекает яйлу Орта-Сырт с севера на юг. По дороге и пойдем.

Орта-Сырт, как и Бурульча - место партизанское. Вот первый памятник - ”звездочка”, у которой открывается прекрасный вид на восточные склоны Долгоруковской яйлы.

Виден даже Курган Славы, к которому мы вышли бы, если бы поднялись по левому орографическому борту ущелья Бурульчи. А южнее выглядывает скалистый Ангар-Бурун - одна из вершин Чатыр-Дага.

(для просмотра нормальной панорамы щелкните по этой превьюшке)

Следующий памятник - ”самолет”, памяти партизанского аэродрома. Здесь садились и взлетали самолеты с большой земли, здесь гитлеровцы пытались ”накрыть” партизан, здесь гибли люди. А сейчас здесь идем мы - под мирным небом, не опасаясь выстрелов, не таясь на родной земле. Вечная память героям-партизанам.

А дорога наша огибает балку, оставляя справа скалы, в которых есть большой и хороший грот - мы туда не пойдем, но если вдруг на яйлу надвигается дождь, а вы умеете быстро бегать, то лучше этого грота укрытия не найти.

Слева Орта-Сырт обрывается склонами ущелья Су-Ат, за которым - просторы Караби-Яйлы. Виднеется белый домик метеостанции. Завтра мы будем там, а пока - сквозь ароматы высокогорных трав идем далее на юг, по дороге - к лесу. Впрочем. можно воспользоваться тропами-сократами, которые срезают изгибы грунтовки.

Лес поначалу невысокий и светлый, как парк, но постепенно вырастает, становится темным и могучим. Идем по дороге, не сворачивая на ответвления. В конце концов наша дорога вливается в другую. Пойдешь направо - придешь к роднику Сулух-Оба, к Тырке-яйле и всем прилагающимся прелестям вроде Хапхала. А мы идем налево, в сторону верховьев Су-Ат.

Дорога постепенно спускается и выходит на безлесную долину ручья - левого притока Су-Ата. Ручей мы пересекаем и поднимаемся на противоположную горку, с которой открывается великолепный вид на верховья Су-Ат, напоминающие скорее карпатский, а не крымский пейзаж: зеленая безлесная долина, по склонам - хвойные деревья.

Напротив нас - склон Караби, по которому карабкается вверх дорога. Но на Караби нам надо только завтра, а сейчас наша цель - родник Су-Ат.

Можно, не сходя с горки, нырнуть в лес и дойти до Су-Ата по дороге, но это скучно. Поэтому спускаемся с горки и по тропке идем вдоль ручья вверх по течению. Там, вверху, зловеще клубятся тучи, угрожая дождем - впрочем, угроза оказалась беспочвенной.

Ближе к лесу важно определиться, куда вам надо - на стоянку Су-Ат у поляны с памятником партизанам или к роднику-”бочке”. Если к бочке, как нам - то перешагивайте через приток Су-Ата и шагайте дальше - тропа, перскочив через двугорбый пригорочек, входит в лес и поднимается вверх. вскоре слева окажутся заросли шикарного лопуха, обрамляющего маленькое озерцо, а за озерцом - цистерна, из которой льется ледяная вода. Вокруг немало мест для стоянки - выбирай на вкус.

Если же надо на поляну с памятником, то через приток перешагивать не надо, а идти вдоль него вверх по течению - тропа приведет в лесистую балочку с родником, обрамленным оградкой - выше родника и будет поляна с памятником. Поляну пересекает дорога: направо - по хребту Таш-Хабах к Тырке-яйле, налево - к Караби и к источнику Ай-Алексий. Именно по этой дороге мы пойдем завтра. А пока мы становимся недалеко от ”бочки” и отдыхаем, отдыхаем, отдыхаем...

Когда стемнело и мы улеглись спать, вдруг раздался шум, грубые голоса, треск и грохот ломаемых дров. Палатку осветили мощные фары. Потом взревели моторы, и ночные гости укатили. Как выяснилось утром, какие-то персонажи на джипах завезли на Су-Ат незадачливых туристов. Туристы, конечно, незадачливые - но дрова наши потырили. Хорошо еще, что утренний костер в наши планы не входил, благо есть газовая горелка.

Пожелав гостям доброго утра, выходим в путь - вверх по дороге, оставив ”бочку” слева. Через пару сотен метров дорога вливается в ту, которая ведет от стоянки Су-Ат (которая с памятником) к Караби. Нам - налево до развилки, а на развилке - опять налево. Крым вымок от дождей, и дорога, пусть и подсохшая, основательно исковеркана автомобилями, которые бороздили ее в самую грязь.

Вскоре дорога выруливает на хребет, открывается вид на море и участок Южного берега.  И снова движемся по лесу. Где-то мы все-таки прозевали очередной поворот налево. Дорога должна была вывести нас на самую высокую точку массива Караби, гору Тай-Коба - она высоченным обрывом нависает над южнобережным низкогорьем. Но вместо Тай-Кобы дорога вывела нас на южные отроги Кара-Тау.

А это - взгляд назад, в сторону Су-Ата. С юга на седловину наползают облака, скрывая от нас вид на Тырке-яйлу.

Оттуда открывается великолепная панорама Караби-яйлы. Зеленый простор раскинулся на километры вокруг, с юга оканчиваясь обрывистой кромкой, а с севера и востока переходя в леса и горы. Избитый эпитет ”каменное море” здесь наполняется реальным смыслом.

Здесь опять по панораме щелкнуть надо, чтобы посмотреть.

Вот только до этого ”моря” надо еще дойти. Спускаемся на юг, в седловину между Кара-Тау и Тай-Коба, в мешанину сосновых перелесков.

Приступ топографического кретинизма настиг меня в самый неподходящий момент, и после безрезультатных поисков дороги мы спустились на яйлу прямо по лесу, по балке.

И вот уже наша дорога вьется между холмов Караби-яйлы, приближаясь к ее южной кромке. Море цветов, причем преобладают национальные желтый и синий. Нас то и дело окутывают тучи, поднявшиеся с ЮБК - солнце жарит неимоверно, а сквозь туман - как-то даже еще более изощренно. И вот мы на кромке Караби. С запада высочит громада Тай-Кобы, на восток убегают мысы обрывов, оканчиваясь невидимой отсюда Чигинитрой, где должен бы завершиться наш сегодняшний переход. Внизу вьется траверсом склона Караби дорога от Ай-Алексия  до Чигинитры, по которой я ходил несколько лет назад.

Но мы потеряли довольно много времени на блуждания между Тай-Коба и Кара-Тау, и нас обуял бес пессимизма: до стоянки Чигинитра, до источника Суук-су нам сегодня не дойти ну никак, думаем мы: уже два часа пополудни. Посовещавшись, решаем не пилять до Чигинитры, а спуститься поближе - по проходу Второй спуск, и встать на ночь у родника Нефан-Узень.

Беда в том, что я видел этот путь только на картах, а визуально у меня никаких ориентиров на Второй спуск нет. Поэтому я бросаю свое семейство отдыхать (и сторожить мой рюкзак), а сам топаю в туман вдоль обрывов. Исследую каждый просвет между мысами на предмет проходимости. Вот один показался мне на что-то похожим. Крупная каменная сыпуха, которая заканчивается кустистым, визуально преодолимым обрывчиком, а далее - склон... Тропы не видно. Взял его на заметку, но решил проверить, что там дальше. И правильно сделал.

За следующим мысом вдруг обнаруживаю конический каменный тур. А за ним - тропку, которая спускается между двух каменных стен вниз. Великолепно, здравствуй, Второй спуск!

Назад иду по дороге, которая идет параллельно обрывам по яйле. Спасибо добрым людям, которые и здесь, где с дороги следует свернуть на Второй спуск, поставили тур. Рядом валяется чей-то цивильный ботинок. Водружаю его на тур для пущего сюрра. Встречаю группу (человек восемь), которые идут на восток, в сторону Чигинитры. Добрый день и счастливой дороги!

Семья воссоединяется, и вот мы уже движемся по Второму спуску. Подворачиваю ногу, перерыв 10 минут, пока не утихнут птички, с бешеным щебетом вертящиеся вокруг головы - правда, никто кроме меня этих птичек не видел и не слышал, но все вежливо ждали.

На Втором спуске две беды - сыпуха и борщевики. Похожие на лопухи с сильно изрезанными лапчатыми листьями, они нагло растут прямо на тропе - а трогать их нежелательно, потому что результаты могут быть не слабее чем от встречи с ясенцом, который ”купина неопалимая”. Читал даже о летальных исходах. Поэтому слава длинным штанам и проклятие шортам.

Каким-то образом мы избегли химических повреждений кожного покрова, а тропа тем временем нырнула в лес. Не потеряетесь, по крайней мере поначалу - развилок нет. Начинаются сосновые посадки, и вот здесь тропа разбегается на множество едва заметных в траве тропок. Все они - за исключением тех, что оканчиваются тупиковыми местами стоянок - ведут на дорогу, которая идет вдоль южного склона Караби. Те, что сворачивают направо, выведут ближе к перевалу Ликон, а нам налево - поближе к источнику Нефан-Узень. Оглядываемся. Вот она, высочень, с которой мы спустились... Кстати, а где там Второй спуск? Гадали долго...

Ну, вы уже поняли - мышкой клац по панораме...

Наконец, тропка вышла на дорогу, по которой мы пошли налево и очень быстро вышли к источнику Нефан-Узень (на генштабовских картах - родник Придорожный). Здесь скамеечка, большая поилка для лошадей (конный коммерческий туризм здесь зело развит) и много-много хорошей воды. Уже шесть часов пополудни, и мы здорово устали. По хорошему, надо набрать воды и двигать назад и вверх, в сосну, где есть места для стоянки...

Но подлый бес пессимизма загадочным образом сменяется бесом оптимизма и самонадеянности. От Нефан-Узень вьется дорога в Рыбачье, к морю и цивилизации. То ли вкусная вода так повлияла, то ли усталые мозги неадекватно восприняли ситуацию, но мы решили, что для бешеной собаки пять верст не крюк - и рванули в Рыбачье.

Дорога идет по хребту, постепенно спускаясь, Рыбачье манит где-то далеко на юго-востоке, вокруг то сосны, то классическое южнобережное низколесье. Наконец, дорога круто спускается к плотине небольшого водохранилища. От плотины она взвивается на противоположный хребет, но нам туда не надо - мы идем налево, по долине, вдоль стока из водохранилища. Еще более часа движемся вдоль виноградников.

Итого мы сделали в третий день около 23 км по довольно таки пересеченной местности, из которых минимум 11 км ”придумали” себе уже вечером, прямо скажем - сдуру. Такой прыти мы от себя не ожидали.

В Рыбачье входим в тот неуловимый момент, когда вечерние сумерки окончательно сменяются ночной тьмой. Инородными телами чувствуем себя в праздной и суетной атмосфере курорта. Безнадежно целуем замок на автостанции и решаем топать в кемпинг... Но тут подруливает какая-то запоздалая маршрутка дальнего следования, рулящая в Алушту, а потом в Симферополь. На этом и закончился наш поход.

Но в следующем году я непременно спущусь с Караби по Чигинитре. Даю зарок. А за большую часть фото спасибо верной и надежной участнице похода Юлии.